Эксперты американского благотворительного центра Weingart полагают, что разовая помощь или материальная поддержка лишь вредят бездомным. Получая деньги, люди пропивают их или тратят на еду, но у них нет желания что-то менять в своей жизни.

По словам гендиректора Центра Weingart Кевина Мюррея, иногда важнее поговорить с человеком, помочь ему понять, как он может изменить свою жизнь, и вселить веру, что это возможно. Направив человека на программу реабилитации, можно помочь ему встать на ноги и превратить пожертвования в выгодные инвестиции в развитие общества. Бездомным помогают получить жилье и найти работу, обеспечивают едой, а также оказывают индивидуальную помощь и поддерживают после прохождения программы.

Встав на ноги, эти люди перестанут быть обузой для государства, уверен Мюррей. Кроме того, многие подопечные программы, адаптировавшись, начинают сами помогать зависимым и бездомным людям, опираясь на свой опыт. Таким образом, помогая одному человеку, удается помочь многим. Обычные же приюты обеспечивают людей всем необходимым, но не стимулируют их менять свое положение.

А что думают по этому поводу российские волонтеры?

Емилиан Сосинский, уредитель дома трудолюбия «Ной» (Москва):

«Давать на улице бездомным ничего не надо. С ними надо работать. 90% бездомных — это алкоголики, давая им деньги, вы их губите. Любые же вещи они также выменяют на алкоголь. Бездомных необходимо отправлять на работы и давать им жилье, но жить и работать бездомному необходимо в коллективе, это должен быть коллективный труд. Мы арендуем 10 коттеджей, где живут люди. Они работают в основном на стройке, а половину денег отдают за кров, медицину и еду. Остальное оставляют себе. Человека необходимо изменить внутри, а не снаружи, не дать ему один раз еду и одежду, а дать ему работу и кров, отучить пить».

Анна Овсянникова, «Милосердие» (Москва):

«Говоря о том, что разовая помощь не всегда хороша, важно понимать, что бездомность имеет различные стадии: есть люди, которые «адаптировались» к жизни на улице и не стремятся вернуться в обычную жизнь. Вернуть их можно, но это кропотливая индивидуальная работа с человеком, которая может продолжаться годами — жизнь на улице меняет не только внешний вид человека, но и психику.

В то же время есть бездомные, которых мы даже не распознаем на улице — они будут выглядеть, как мы. Человек может остаться без денег и документов из-за мошенников, недобросовестных работодателей и т.д. — и вот он потерянный в большом городе, и если ему не помочь сейчас, быстро, он легко может скатиться до жизни на улице, просто не имея, не видя другого пути. Естественно, что таким людям надо срочно оказывать комплексную помощь: искать контакты с родственниками, выяснять его историю, покупать билет домой и т.д. Этим, кстати, занимается служба помощи бездомным «Милосердие».

Однако разовая помощь не менее нужна. Мы не можем позволить, чтобы в 21 веке в многомиллионном городе человек погибал от голода, мороза, неоказания медицинской помощи — поэтому в Москве работает «Ангар спасения» службы «Милосердие», где

бездомные могут согреться в холод, помыться, поменять одежду, получить первую медицинскую помощь; действуют добровольческие движения, которые кормят горячей едой бездомных. И то, и другое одинаково важно — просто у этих направлений работы немного разная «целевая аудитория», разные благополучатели».

Наталья Маркова, координатор движения «Друзья на улице»:

«Что касается разовой помощи, то, конечно, если человек голоден и замерзает на улице, думать о чем-то другом, кроме еды, тепла и ночлега ему трудно. Поэтому нужно и работать на перспективу, и разово кормить, согревать, оказывать экстренную помощь.

В России в принципе очень слабо развита система помощи бездомным людям, очевидно из-за того, что в обществе много предрассудков и отсутствие жилья часто считается личной виной человека, вследствие чего нередко думают, что оказавшиеся без жилья люди должны сами выбираться из сложившейся ситуации. Такой подход, конечно, неправильный, потому что ситуация бездомности — это в первую очередь, проявление законодательных «дыр», слабых мест, а также слабости системы социальной защиты и поддержки граждан».