РЕСУРСЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ФОНДОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ
Процесс осознания многими руководителями организаций культуры простого императива: в экономических условиях перехода к рыночной экономике, рассчитывать только на средства бюджета, на финансирование культурных проектов государством, на инвестиции - идет очень сложно. Большинство из них зачастую не имеют системных представлений о современных технологиях менеджмента и, руководствуясь старой советской партийно-хозяйственной школой, по-прежнему рассматривают сферу культуры и искусства как нечто второстепенное.
Между тем, во многих странах культура и искусство становятся мощным средст-вом для регенерации подчас целых территорий, депрессивных с точки зрения состояния экономики. Таким локомотивом она может стать и в России, но для этого руководителям организаций культуры, администраторам, отвечающим за культурную политику в органах власти необходимо усвоить новый технологический язык, позволяющий адекватно реагировать на требования, которые предъявляются нынешними, быстро меняющимися условиями развития российскому сектору культуры.
Одним из элементов этого нового технологического языка, безусловно, яв-ляется умение формировать для своей организации или территории многоканальную сис-тему финансирования культурного развития. Такая система невозможна без активного привлечения внебюджетных источников, значительную часть которых представляют международные благотворительные организации.
В последнее время на этом поле появились и небольшое количество их российских аналогов. В этой связи "…весьма важным…становится умение конкурировать за ресурс в международных фондах, осуществляющих поддержку российской культуры в регионах. Это предполагает наличие определенного уровня профессионализма у работников культуры и управленцев, осуществляющих руководство культурными организациями" .
Наличие процедуры, когда организация культуры должна доказывать целесообразность своего финансирования, иждивенческая позиция, смысл которой сводится к следующему: "нас плохо финансируют, поэтому мы лишь поддерживаем минимальный объем работы в традиционных формах", неведома западным арт-менеджерам. Они должны все время выживать и постоянно искать новые формы работы и взаимодействия с местным сообществом, действуя по пословице "волка ноги кормят". Иначе их организация просто прекратит существование.
Осознание нашими руководителями учреждений культуры того, что надо неизбежно привлекать средства из альтернативных государственному бюджету источников, в том числе из благотворительных фондов, уже произошло, и они в большинстве своем начинают нащупывать способы работы по этим каналам финансирования. Эта деятельность весьма неоднородно развивается в разных уголках России. Признанными лидерами являются Москва и Санкт-Петербург. Очень разнообразна ситуация в российских регионах. Так, например, небольшая по размерам Чувашия получила в 1998-2001 гг. от Института "Открытое Общество" (Фонда Сороса) грантов на сумму 12 млн. долларов, а Волгоградская область - на 1 млн. руб.
Между тем, Россия медленно, но неуклонно втягивается в международную систему финансирования сферы культуры и искусства, что является одним из явственных признаков глобализации в этом секторе общественной жизни, с одной стороны, и интернационализации культурной жизни субъектов Российской Федерации, с другой. Существует большое количество международных благотворительных фондов и организаций, предоставляющих финансовую поддержку, которые не ограничиваются географическими рамками. Некоторые из них, например, Фонд Форда, Фонд Маккартуров, Фонд Евразия, проект "Гармония", АЙРЕКС, АСПРЯЛ, Агентство США по международному развитию, Британский Совет имеют представительства в Российской Федерации. Другие, не имея подобных представительств, в принципе, могут также работать с российскими организациями.
Как известно, международные благотворительные организации предоставляют финансирование в виде грантов или "средств, безвозмездно передаваемых дари-телем некоммерческой организации или частному лицу для выполнения конкретной работы. В отличие от займа, грант не нужно возвращать" . По этому же пути финансирования на Западе идут и большинство правительственных организаций. Так, например, в Великобритании любое государственное финансирование организации культуры, вне зависимости от формы собственности, осуществляется в двух основных формах: первая - это грант на содержание организации (revenue grant), вторая - грант на финансирование того или иного проекта (project grant).
Появились и российские благотворители, предоставляющие средства для поддерж-ки культуры, но пока их крайне мало. Среди уже работающих: Российский гуманитарный научный фонд, Фонд Потанина, некоторые другие организации.
Итак, источник денежных средств есть. Возникает следующий вопрос, как их привлечь в культурный проект. Многие руководители, с которыми общался автор, утверждают, что им для начала требуются финансы, а вопрос, на какие программы их израсходовать, вторичен, ведь у них столько идей. Однако практика показывает, что такие менеджеры не в состоянии не только привлечь деньги со стороны, но и получить необходимого бюджетного финансирования, обвиняя в этом всех: власти, историю, ментальность населения и т.п., но только не самих себя. Реального же успеха добиваются те, кто живет и работает по библейскому лозунгу: "Стучите, да откроют Вам".
Властями различного уровня в условиях ограниченности финансовых ресурсов при выборе, кому выделять средства в первую очередь, приоритет отдается, безусловно, организациям, активно ищущим, предлагающим новые идеи. Поэтому крайне важно сначала сформулировать для себя, что вы хотите сделать, и на что будете просить деньги.
Большинство фондов не финансируют текущую деятельность организаций или делают это крайне неохотно. В то же время вы можете попросить у них оборудование или другие, необходимые для функционирования организации ресурсы в рамках определенной программы, заявленной на получение гранта.
Итак, просить необходимо под идею. Но, здесь возникает следующая проблема. Многие работники культуры и искусства говорят приблизительно следующее: "Мы дела-ем очень значимое социально дело, у нас масса идей, но мы не востребованы социумом, наши идеи не интересны ни обществу, ни потенциальным благотворителям. Они не готовы воспринимать наши передовые и светлые мысли". Однако вполне конкретные и простые вопросы: кому кроме их учреждения нужна эта идея, как она сообразуется с интересами местного сообщества, как будет осуществляться, каковы ресурсы, необходимые для её проведения и т.п., вызывают затруднения с ответами. Понятно, что если мыслить на языке культуры, существовать в ее смысловом пространстве, то очень трудно перейти на "язык технологий". Но это совершенно необходимо для реализации того или иного проекта.
Успешнее всего для человека, работающего в отечественной организации культу-ры, переход к иному, непривычно новому, проектному способу мышления бывает при работе в командах. Как правило, одному человеку бывает очень сложно сформулировать свою идею, а потом довести её до проектного воплощения. Работа же в команде позволяет рассмотреть ту или иную идею под разными углами зрения, учесть все нюансы и ликвидировать недостатки. Кроме этого, существует еще один очень действенный и проверенный прием работы в команде. Он заключается в том, что каждый из работающих над проектом берет на себя роль эксперта и рассматривает проект под своим углом зрения. Например, с точек зрения: подкрепленности проекта административными и человеческими ресурсами, ценности его для местного сообщества, ясности и прозрачности его бюджета, освещения в СМИ и т.п. Вообще, чем больше идея обсуждается с коллегами, тем лучше. Кто-то, правда, до сих пор полагает, что ни в коем случае, нельзя озвучивать свой замысел - тут же появятся конкуренты и перехватят его гениальную суть. Как правило, люди с подобного рода иллюзией, не понимают, что страна наша буквально наводнена "маниловскими" идеями, но отнюдь не проектами. Не стесняйтесь обращаться к коллегам, уже имеющим положительный опыт общения с благотворительными фондами. Большин-ство из них с удовольствием помогут вам.
Чем же идея отличается от проекта? Проект - это, по сути, четкий, выверенный, просчитанный по времени и ресурсам, план реализации той или иной идеи. Умение мыслить проектно - одно из первых необходимых умений для получения и успешной реализации гранта.
Как писать проект и что он должен включать? По этому поводу написано не одно пособие. Несколько из них можно найти в ИНТЕРНЕТе, например, на веб-сайте проекта "Гармония", (http://iatp.projectharmony.ru/publications/index.html), на сайте Экологического Союза (http://www.ecoline.ru/funds/moneyseek/how/) или на сайте Школы управления НКО http://ngo.org.ru/ngoss/ru/Id15157/GetDoc_short.html
Стандартный проект включает в себя следующие разделы: название, описание с постановкой проблемы; цели и задачи; деятельность, методы, этапы; оценка и краткая характеристика участников; бюджет и комментарий к нему.
Чтобы не пересказывать содержание уже упомянутых веб-ресурсов, а также многочисленных печатных пособий по написанию грантов, остановлюсь лишь на нескольких важных моментах, которые стали очевидны для автора после общения с различными фондами.
Название проекта должно быть нетривиальным, броским, чтобы сразу привлечь внимание, но при этом - кратким. Описать проект лучше короткими, но содержательными фразами, без излишней "воды".
К содержанию проекта должен быть четко привязан анализ ситуации. Не надо чрезмерно драматизировать ее, сгущать краски, рассказывая о гибели отечественной культуры и искусства и т.п. в надежде разжалобить экспертов. Нужно показать четкое видение истоков той или иной проблемы, её сути и способов решения.
Цели и задачи должны соответствовать проекту, быть ясными, прозрачными и достижимыми. Не надо пытаться одним проектом изменить весь мир. Достаточно того, что вы сделаете его чуточку лучше вокруг себя и своего учреждения. Ведь культура и искусство предоставляют нам для этого уникальный, ни с чем не сравнимый по мощи воздействия инструментарий.
Что же касается содержания проекта, то при его описании нужно попытаться выйти из внутренней "скорлупы" своего учреждения, попытаться связать проект с нуждами и чаяниями местного сообщества, попробовать взглянуть на свою деятельность, исходя из интересов людей, так или иначе вовлеченных в орбиту работы вашего учреждения.
Бюджет проекта должен быть обоснованным и релевантным по отношению к содержанию. Затраты на оборудование и административные расходы должны быть действительно жизненно необходимыми для осуществления проекта, а не рассчитаны из общих нужд организации. По внутренним требованиям многих фондов затраты на индивидуальную финансовую поддержку (заработную плату) не должны превышать 25% от общей суммы гранта.
Очень важная часть бюджета - это комментарий к нему. Особо одаренные соискатели грантов наряду с простым пояснением статей бюджета, прописывают в комментарии многие позиции, которые относятся к содержанию проекта.
Как найти походящий фонд? Для этого незаменимы возможности, которые предоставляют нам современные информационные технологии, и, прежде всего, ИНТЕРНЕТ.
Из всего многообразия предлагаемого материала могу посоветовать уже упоминавшиеся сайт Экологического Социального Союза www.ecoline.ru и сайт проекта "Гармония". Там можно найти информацию о добром десятке фондов, поддерживающих проекты в сфере культуры и искусства. Безусловно, самый активный из них - Институт "Открытое общество" (Фонд Сороса). Кроме прямой поддержки сотрудники фонда активно способствуют развитию сетевой деятельности, распространению информации, включению России в общеевропейские культурные проекты и культурную кооперацию. У экспертов фонда, в частности по программе "Культура", всегда можно получить консультацию по широкому кругу вопросов, связанных с культурной политикой и подготовкой различных культурных проектов.
На конкурсы, проводимые Институтом, заявляют свои проекты все большее количество организаций. Здесь очень велика конкуренция. Поэтому есть смысл осваивать еще не занятые или малоосвоенные ниши, обращаться в фонды, географические приоритеты которых позволяют работать в России, но малоизвестные широкому кругу общественности. Многие из них не имеют представительств в России, поэтому обращаться к ним надо, естественно, на английском, либо на языке страны, представительницы фонда. Качество перевода имеет большое значение: хороший перевод позволяет донести все нюансы проекта, уровень языка служит для многих фондов критерием первоначального отсева части грантозаявителей.
Процедуре подачи заявки надо также уделить особое внимание. Необходимо связаться с персоналом фонда, послав туда предварительный запрос или позвонив по контактным телефонам. Если процедура описана в печатных или электронных источниках её нужно внимательно изучить. В каждом фонде она имеет свои особенности.
Культура прямо или косвенно связана со всеми сторонами общественной жизни, и этим также надо пользоваться. Например, многие организации не поддерживают собственно культурные программы. Но есть еще вопросы экономики сферы культуры, гендерные разработки, распространение ценностей гражданского общества средствами культуры и искусства и т.д.
Так, американский фонд "Евразия", не поддерживающий культурные проекты, теоретически может поддержать проекты, связанные, например, с внедрением новых механизмов финансирования, или с реформами системы управления учреждениями культуры. Можно обратиться в Канадский Фонд Поддержки Российских женщин и получить поддержку для школы девичьего лидерства в детской библиотеке (на самом деле сущест-вует такой успешный проект). Этот логический ряд можно продолжить. Но чего точно не следует делать, так это искусственно подгонять свой проект под деятельность того или иного фонда.
Итак, заявка написана и подана. Но, увы, вас не поддержали. Не отчаивайтесь, по-скольку вас могут не поддержать и во второй и в третий. Но обязательно поддержат в четвертый. Главное - это пробовать, учиться и накапливать опыт. Вспомните притчу о лягушке, которая тонула в молоке. Но не утонула, потому что все время находилась в движении и, когда силы почти покинули её, почувствовала под ногами твердь - молоко сбилось в масло!…